Kомунальний заклад «Ліцей «Сокіл» Міської ради міста Кропивницького»Середа, 27.10.2021, 02:58

Вітаю Вас Гість | RSS
Головна | Дайджест | Реєстрація | Вхід
В розділі:
Преса про нас [506]
Інклюзивна освіта [14]
Наші випускники через роки [37]
Повідомлення Mass Media про випускників школи

Меню сайту

Форма входу


Зараз на сайті
Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Друзі сайту

Безкоштовний для навчальних закладів антивірус в межах співпраці Zillya! з МОН України по програмі «Захистимо майбутнє»

Головна » Файли » Наші випускники через роки

ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ К РЕКОРДУ
03.01.2003, 01:09
Виктор ФИЛИМОНОВ,
ведущий инженер по летным испытаниям
 
ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ К РЕКОРДУ,
или рассказ о том, как Иван Пышный, Владимир Кондратенко и Урал Султанов установили 12 мировых рекордов
 
   В майском номере журнала «Pilot» прочитал статью о полете на МиГ-25 и о самом самолете. Проработав значительное время ведущем инженером полетным испытаниям, я с большим удивлением узнал много "нового" и поистине фантастического о возможностях этого самолета. Узнал, например, о том, что А. Федотов установил рекорды на Миг-25 22 июля 1997 года. Должен сообщить, что названные рекорды имели место в период с 1965-го по 1977-й, а в 1997-м Федотов устанавливать рекорды уже не мог, так как трагически погиб при испытаниях МиГ-31 весной 1984 года.
   Однако лето 1997-го действительно ознаменовалось для России грандиозными официальными авиационными успехами. Российские летчики 12 раз превышали мировые достижения, из них десять раз на том самом МиГ-25, о котором так подробно и информировано пишет журнал «Pilot».
   Для развития авиационной науки и техники мировые рекорды не являются самоцелью, хотя, конечно, вопросы престижа и приоритета играют не последнюю роль.  Однако главным, безусловно, остается отработка конкретных конструкций или. как в нашем случае, новых опытов набора высоты.
   Зная, что журнал «Крылья Родины» всегда искренне интересуется событиями авиационного мира, публикуя только достоверные материалы, беру на себя смелость описать для его читателей события лета 1997-го, участником которых мне довелось стать. Мне кажется, будет интересно узнать, как готовились установленные российскими летчиками в прошлом году рекорды.
   Установление рекорда - это как выступление спортсмена на Олимпийских играх - долгие годы тренировок и, как выстрел - финальное выступление. Продолжая аналогию со спортом, должен отметить, что достижения летчика, как и бегуна, боксера, борца - это результат не только таланта исполнителя, но и большой подготовительной работы тренера или, как в нашем случае, научно-методической группы.
   Начало работ, в результате которых и были установлены рекорды, надо отнести к концу 80-х - началу 90-х годов, но затем интерес к этой программе угас (по ряду самых разных политических и экономических причин). Однако, благодаря настойчивости группы неравнодушных к авиации людей, доктора технических наук, ведущего специалиста ЦАГИ Г. А Амирьянца, ведущего инженера ЛИИ им. Громова В. П. Масленникова, ведущего инженера ОКБ им. Микояна Б. Ф. Ващинникова и выдающегося летчика-испытателя, летчика-космонавта Героя Советского Союза И. П. Волка, работы в этом направлении возобновились.
   В ЦАГИ ученые Г. А. Амирьянц, Б. X. Дэвидсон, С. Э. Парышев, А. Г. Бюшгенс, используя опыт летных испытаний, проведенных в свое время летчиками-испытателями, рекордсменами мира А. Федотовым. Б. Орловым и П. Остапенко, разработали метод набора высоты при условии постоянства полной энергии материального объекта. Создали математическую модель и провели компьютерное моделирование этого процесса, а затем с летчиком-испытателем Иваном Пышным, ведущими инженерами Масленниковым и автором этих строк отработали на пилотажном стенде методику набора требуемых для выполнения поставленных задач высот.
    Анализируя летно-технические характеристики российских самолетов, пришли к выводу, что для отработки в реальных условиях полета созданного учеными ЦАГИ метода набора высоты тип самолета большого значения не имеет И на совещании группы в мае 1997-го приняли решение провести начальные исследования по программе полетов на летающей лаборатории, созданной на базе Ту-134А.
   В ходе предварительных исследований и расчетов инженеры группы выяснили, что даже такой «пожилой и заслуженный» трудяга-самолет может прыгнуть «выше крыши», те установить рекорд высоты полета для самолетов данного класса.
  
      Руководитель инициативной группы И. П. Волк как начальник Летно-испытательного Центра своим распоряжением назначил Масленникова руководителем испытательной бригады, определил экипаж самолета. В него вошли командир корабля, летчик-испытатель ЛИИ Иван Анатольевич Пышный и второй пилот, начальник Школы летчиков-испытателей заслуженный летчик-испытатель Владимир Григорьевич Кондратенко.
   Руководитель бригады сумел преодолеть все возникшие трудности. Прежде всего дооборудовали самолет дополнительной системой регистрации параметров движения, обеспечили внешнетраекторное слежение за самолетом, в присутствии комиссара ФАИ Г. А. Полозовой произвели контрольное взвешивание самолета, опечатали топливные горловины и системы регистрации параметров движения.
   Наконец, 9 июня состоялся рекордный полет. Заранее предполагалось, что рекордная высота будет набрана, а летчики выдержат на ней установившуюся (с неизменной скоростью) 'площадку' продолжительностью не менее трех минут. Но пилотировали самолет не просто летчики, а асы-испытатели и, выполнив поставленную задачу, используя избыток энергии, резервы скорости и угла атаки, "добрали" еще немного и рекордной высоты. Так родились два новых мировых рекорда, официально зарегистрированных ФАИ.
   Деятельность инициативной группы продолжилась, и пришло время оценить разработанную методику на сверхзвуковом самолете. Предварительные полеты по исследованиям нестационарных режимов в динамике полета, устойчивости и управляемости провели на сверхзвуковом самолете, наиболее близком по конструктивной схеме и летно-техническим характеристикам к предполагаемому для использования в упоминавшейся выше программе. На самолете, которому до сих пор более 20 лет принадлежат абсолютные мировые рекорды высоты полета при старте с поверхности Земли - МиГ-25 (Е-266).
   Для полноты и точности эксперимента самолет необходим двухместный, поэтому выбор пал на модификацию этой машины, МиГ-25ПУ. И вновь, как и в предыдущем случае, программу испытаний утвердил И. Волк, весь груз подготовительных работ лег на плечи бригады, которую возглавил В. Масленников. В дополнение к обычным бортовым средствам регистрации параметров самолет был оборудован специальными уголковыми отражателями для сверхточной оценки его положения в пространстве с помощью лазерных и локационных систем внешнетраекторных измерений. Под контролем Комиссаров ФАИ была осуществлена вся необходимая подготовительная работа.
    Об абсолютной уверенности в успехе говорит и тот факт, что к рекордному полету были приглашены корреспонденты. Правда, следует отметать, что слова одного человека были вложены в уста другого, а сами слова так урезали, что потеряли первоначальный смысл.
   По версии одного корреспондента, Иван Пышный после полета сказал. "Нет проблем", а на самом деле о проблемах и успехах долго и подробно во время выполнения полета рассказывал автор этой статьи. И рассказывал не о том, что "нет проблем", их с технической точки зрения действительно нет. Рассказывал об организационных трудностях, о необходимости с помощью рекордов и объединяющей общей цели вселить уверенность в уникальных специалистов Летно-исследовательского института. Пробудить надежду на возрождение российской авиации, пришедшей к полной стагнации за перестроечные и постперестроечные годы. О том, что многие заслуженные люди и специалисты в погоне за длинным рублем из-за непонимания или, быть может, зависти препятствовали работе инициативной группы.
   Но тем не менее 3 июля экипаж в составе командира летчика-испытателя Пышного, второго пилота заслуженного летчика-испытателя, летчика, проходившего подготовку в отряде космонавтов для полетов на корабле «Буран», участвовавшего в его летных испытаниях У. Суптанова на МиГ-25ПУ установил два мировых ре-корда высоты полета. Рекордов могло быть больше, но, увы, облачность не позволила средствам внешнетраекторных измерений фиксировать скороподъемность на промежуточных высотах.
Перспективная программа исследований, в ходе которой и рождались рекорды, предполагает использовать более тяжелый самолет. Поэтому потребовались дополнительные подготовительные работы, которые, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, были завершены менее чем за два месяца, а самолет был переведен в более тяжелый класс по классификации ФАИ (35-45 т).
   Вновь бригада столкнулась, казалось бы, с непреодолимыми организационными трудностями. Мало того, что опять было облачно, так еще и отдельные сотрудники Управления летной службы Министерства проявили или излишнюю осторожность (проходил Жуковский авиасалон 97, и как бы чего не вышло), либо косность и недомыслие брали верх. Только благодаря вмешательству заместителя министра экономики В. Сало позволило осуществить этот подлинный фейерверк мировых рекордов.
   Прежним экипажем российские летчики Иван Пышный и Урал Султанов 22 августа установили восемь мировых рекордов в одном полете (рекорд высоты горизонтального полета, рекорд максимальной высоты полета без груза, скороподъемности на промежуточных высотах 3000 м, 6000 м, 9000 м, 12000 м, 15000 м, 20000 м для самолетов с взлетной массой 35-45 т). Все эти рекорды официально зарегистрированы и признаны Международной авиационной федерацией (ФАИ). Эти достижения, я думаю, все же не полностью раскрывают потенциал этой прекрасной машины и этих летчиков-испытателей, фанатиков неба Ивана Пышного и Урала Султанова.
 
 
Категорія: Наші випускники через роки | Додав: Yulia
Переглядів: 772 | Завантажень: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Пошук

Випадкове фото

Статистика


Copyright MyCorp © 2021
Адреса: 25005, м. Кропивницький, вул. Короленка, 46
Телефони: (0522) 34-52-52; 34-52-53; 34-52-40; 34-52-51
E-mail: nvo_sokil@ukr.net
Створити безкоштовний сайт на uCoz