Kомунальний заклад «Ліцей «Сокіл» Міської ради міста Кропивницького»Середа, 27.10.2021, 02:53

Вітаю Вас Гість | RSS
Головна | Дайджест | Реєстрація | Вхід
В розділі:
Преса про нас [506]
Інклюзивна освіта [14]
Наші випускники через роки [37]
Повідомлення Mass Media про випускників школи

Меню сайту

Форма входу


Зараз на сайті
Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Друзі сайту

Безкоштовний для навчальних закладів антивірус в межах співпраці Zillya! з МОН України по програмі «Захистимо майбутнє»

Головна » Файли » Наші випускники через роки

Раздался сочный бас жреца...
31.12.2003, 19:51

Музыка

По Европейской шкале - класс "В"
Оперный фестиваль в Риге
Гюляра САДЫХ-ЗАДЕ
Рига
   ...Сегодня рижский оперный поражает роскошью убранства. Это истинный храм искусства. Жагарс задался целью вписать театр в общеевропейское культурное пространство и строит репертуарную политику в расчете на то, что туры "оперного туризма", необычайно популярного нынче в мире, не обойдут стороной и Ригу. Достижению этой цели служит создание Международного оперного фестиваля. Он проводится почти исключительно силами местной труппы, с привлечением немногих зарубежных солистов, главным образом из Москвы и Петербурга.
   В этом году фестиваль проводился уже во второй раз. Он собрал несметное количество публики, привлек живой интерес СМИ, местной музыкальной общественности. Пять спектаклей - пять опер - пять вечеров...
   "Саломея" N 5
  Открывшая афишу премьера - "Саломея" - уже в пятый раз за историю существования театра ставится на его сцене. Спектакль отличался довольно высоким уровнем исполнительства и потому, что с музыкой Штрауса рижские музыканты и певцы давно и хорошо знакомы, и потому, очевидно, что за пультом стоял новый музыкальный руководитель оперы, приглашенный из Литвы год назад, - опытный дирижер и крепкий профессионал Гинтарас Ринкявичюс, возглавляющий в Вильнюсе Национальный литовский симфонический оркестр. Новая "Саломея" открывала зрителю угрюмый серо-стальной мир урбанизированной технократии. Густые черные тени уплотнялись по краям чудовищного своей антиприродной органикой металлического диска, в котором отражался мертвящий свет полной луны (сценограф - Андрис Фрейбергс). На этом диске, вертящемся во все стороны и то и дело меняющем угол наклона, Саломея исполнит свой "Танец семи покрывал". Полнолуние - время безумия, время ночных фантомов - определяет неадекватное поведение персонажей оперы.
  Сложную в интонационном и пластическом отношении партию Саломеи убедительно исполнила молодая певица Млада Худолей, уже певшая ее пару раз в спектаклях Мариинского театра. Однако центральный эпизод - "Танец семи покрывал" - ей не удался совершенно - во многом по вине постановщика, литовца Гинтараса Варнаса, который, слишком увлекшись акробатическими трюками и громоздкими полотнищами, не учел физических возможностей актеров.
   Зато совершенно покорил публику Иоканаан - Николай Горшенин - могучим басом, величественной статью. Актерские возможности певца и его выносливость находятся почти за гранью возможного: он спел в фестивальных спектаклях Гремина (в "Онегине"), Раймондо (в "Лючии"), Рамфиса (в "Аиде"), и каждый раз менялся тембр, характер звучания его голоса, манера сценического поведения. Под стать ему был и Самсон - Изюмов, обладатель крупного, густого по тембру баритона.


На фото: Николай ГОРШЕНИН в образе князя ГРЕМИНА из оперы «Евгений Онегин».
Раздался сочный бас жреца...
«То священник, то пьяница, то царь, и вечно — с бородой»




Фото Майи НИКОЛАЕВОЙ
Специально для «Часа» Николай Горшенин на пару минут вошел в образ верховного жреца Рамфиса из «Аиды».


Солист Латвийской национальной оперы Николай Горшенин стал лауреатом «Большого музыкального приза-97». Формулировка — «за блестящие художественные достижения в оперных представлениях 1997 года».


Сергей НИКОЛАЕВ

     Кроме Горшенина, лауреаты государственного приза, увесистой серебряной статуэтки ценою под 1000 латов (выглядит дороже) — композиторы Петерис Васкс, Имант Калниньш, Зигмар Лиепиньш и Майя Эйнфелде, финский и латвийский дирижеры Юха Кангас и Марис Сирмайс. Из 51 кандидата на престижную награду лауреатами стали семеро.
     На церемонии награждения публика тепло встречала всех, но теплее всего — Горшенина. Наверное, потому, что, помимо таланта, он — нормальный, юморной мужик. В чем мы имели возможность убедиться, поговорив с ним в грим-уборной.
Я пою с четырех лет. Еще в Латгалии ходил по большаку с удочкой на плече. Рано утром — корку хлеба, молока выпил и пошел босиком поднимать пыль. И на всю улицу, по всей деревне — сплошные песни. Потом в школе занимал призы на всех конкурсах певческих...

     — Что для вас труднее: войти в роль актерски или вокально? Сыграть или спеть?
     — Для меня самая большая проблема — выучить музыкальную часть. Если это, например, итальянский, французский или другой язык. Я не знаю их в совершенстве — настолько, чтобы думать на них. Поэтому мне приходится «попугайничать», а подготовительный процесс проходит долго и мучительно.
     Но уже потом, когда выносишь это дитя свое, оно у тебя самое родное. Над чем работаешь, то больше всего и любишь.
     — На недостаток ролей не жалуетесь?
     — Ой, что вы. Сейчас, слава Богу, я в фаворе, тьфу-тьфу (постучал по дереву, по фисгармонии). Пока работы дают много — мне, Изюмову, Соноре Вайце. Нагрузка большая.
     — Но вы же человек, наверное, семейный, не только в Опере живете?
     — Семейный. Женат второй раз, супруга — концертмейстер на вокальном факультете. У нас дочь Екатерина, 13 лет. Хороший голосок, абсолютный слух.
Справка
«Басо-кантанте», или бас-баритон, Николай Горшенин родился в 1947 г. В молодости увлекался самбо, штангой и толканием ядра. Учась у проф. Вилюманиса в консерватории, подрабатывал сантехником, каменщиком, плотником, инкассатором. Был принят на стажировку в Рижский театр оперы и балета. Первая роль — Посланец в опере О. Тактакишвили «Миндия», где прыгал со «скалы» и кричал: «Горе нам, занят мост над стремниною!» Всего спето более 30 ролей. В том числе в «Набукко» Верди, «Иоланте» Чайковского, в «Аиде». Теперь готовит в «Дон Карлосе» Филиппа II.


     Жене, Ане, в детстве приходилось сидеть ежедневно зимой и летом по 4 часа за пианино. Еще у них была нянька-старушка, которая говорила: «Играй, дрянь такой»... Нам как-то не хочется отнимать у ребенка детство, не решились. Поэтому пусть лучше поет.
     Николай считает, что бас становится басом только в 50. Что с ним и произошло в прошлом году. Интересно, что многие певцы увлекаются рыбалкой. Горшенин не исключение. Все время быть на публике — у многих нервная система этого не выдерживает. А как насчет пропустить по маленькой?
     — Я — живой нормальный человек. А басу так вообще положено. От спирта, как говорится, бас крепчает. Но я предпочитаю коньяк или бальзам... А если еще на зимней рыбалке! Вы представляете себе рыбака, который сидит на лунке, и чтоб у него не было маленькой с собой? Это же нонсенс.
     — Так вы и зимой?
     — В этом году не вышло. Это ж не лед для моего веса. Ступишь на него — и все, считайте, что артист не вернулся на базу...
     На следующий день после вручения приза Николай Горшенин уже пел в Амстердаме.
Чтобы помнили
Андрей ШАВРЕЙ
Николай
   Многие знакомые невольно называли его просто Колей, что не было панибратством. Просто разве может быть иначе с действительно душевным и невероятно юморным человеком?
   Лет десять назад уставшие артисты балета усердно репетировали в Опере «Щелкунчика». Неожиданно за кулисами появился Николай: «Ребята, не волнуйтесь — «Щелбанчик» закончится!» В тот момент у него наверняка появилось сразу несколько доброжелателей...
   Николай Горшенин в «Борисе Годунове» с равной отдачей исполнял не только заглавную роль, но и эпизодическую, Варлаама. Был по праву ведущим басом нашей Оперы, и вместе с тем у него никогда не было никаких званий — даже заслуженного артиста не получил. Не вписывался он в «стаю», выделялся — и фактурой, и голосом, всем.
    В начале 80-х ему сделали подлость. Подвернулся удобный случай, и — великолепный певец два года был вынужден носить... декорации. Из любимого театра так и не ушел. Хотя в Казанскую оперу звали неоднократно. Как это мучительно: два года сидеть за кулисами в рабочем халате, видя, как на сцене поют то, что ты исполняешь намного лучше!..
   Последние годы для него, судя по всему, были действительно самыми насыщенными. «Зато теперь я лауреат гавриловской премии!» — пошутил он, получив премию АО «Алдарис». Стал лауреатом большого музыкального приза Латвии. Ездил на гастроли, пел практически во всех премьерах Оперы, получал вполне заслуженные и хорошие гонорары за рубежом. Но при этом всегда помогал коллегам, которые ради небольшого гонорара устраивали концерт не обязательно на престижной сцене. Николай всегда соглашался выступить с ними, придавая концерту значимость.
   В пятницу, 13 сентября, ему стало плохо. Сердце. В больнице Страдыня умер. И 53-х не было. Сегодня Николай будет в последний раз на сцене — с 12.00 до 14.00. Похороны — в 15.00 на Ивановском кладбище.
   Мы будем помнить... EOF

Памяти Николая Горшенина
На пороге своего 53-летия ушел из жизни замечательный певец и человек, солист Латвийской Национальной оперы Николай Горшенин.

   Здоровый, крепкий мужик-жизнелюб, любимец коллег и публики, он имел и официальное признание — стал лауреатом «Большого музыкального приза-97» («За блестящие художественные достижения в оперных представлениях»), а через год «Приза «Алдариса». В этом году собирался отметить 25-летие своей оперной деятельности... и вот его не стало. Не выдержало сердце.
   «Басо-кантанте», или бас-баритон, Николай Горшенин родился в 1947 г. В молодости увлекался самбо, штангой и толканием ядра. Учась у профессора Вилюманиса в консерватории, подрабатывал сантехником, каменщиком, плотником, инкассатором. В 1975 г. принят на стажировку в Рижский театр оперы и балета, где и провел свою творческую жизнь. Всего спел более 30 ролей, в том числе в «Набукко», «Травиате», «Риголетто», «Аиде», «Иоланте», «Пиковой даме», «Дон Карлосе». Был он Лачплесисом, Борисом Годуновым, Мефистофелем...
   В зале нашей Оперы есть акустические «мертвые места», откуда плохо слышны голоса со сцены. Певец открывает рот, и — ничего. Для Николая таких мест не существовало. У других — как у других, но нашего Горшенина было слышно всегда и в любой точке партера, бельэтажа или балконов. Больше мы тебя не услышим... Мир твоему праху, дорогой Николай.
Сергей НИКОЛАЕВ. EOF
Категорія: Наші випускники через роки | Додав: Yulia
Переглядів: 734 | Завантажень: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Пошук

Випадкове фото

Статистика


Copyright MyCorp © 2021
Адреса: 25005, м. Кропивницький, вул. Короленка, 46
Телефони: (0522) 34-52-52; 34-52-53; 34-52-40; 34-52-51
E-mail: nvo_sokil@ukr.net
Створити безкоштовний сайт на uCoz